Поддержка > Руководства и инструкции
Руководство по Runtu Gnome 12.04
Пользователь.:
Runtu Gnome 12.04
текущая версия: Runtu Gnome 12.04 - 201308
Разработчик: Сообщество проекта Runtu.org
Официальный сайт: runtu.org
Форум разработки и техподдержки: forum.runtu.org
Jabber конференция: runtu@conference.jabber.ru
Скачать: страница загрузки
Инструкции: help.ubuntu.ru/wiki
Runtu Gnome 12.04 - это 32 разрядная операционная система из семейства Linux, состоит из ядра Linux, системных утилит GNU и пользовательских приложений. ОС собрана из пакетов, предназначенных для Ubuntu 12.04.
Дата выхода: 05.08.2013
Обновления будут выпускать до апреля 2017 года.
Минимальные системные требования:
RAM - 512Mb
CPU - P3 700MHz
HDD - 3Gb
Скриншоты.
Программы.
Основные:
Metacity/Compiz - менеджер окон (рамка окон)
Nautilus - файловый менеджер
Gnome-panel - панель рабочего стола (вызвать меню настроек можно нажав Alt и правую кнопку мыши на панели)
Network Manager - настройка сетевого соединения
LightDM - менеджер входа в систему (производит авторизацию, запускает приложения рабочего окружения)
Версия ядра: 3.5.0-37-generic
Версия Xorg: 1.13
Окружение: Gnome-Fallback
Остальные:
Спойлер: ПоказатьСкрыть
Аудио и видео:
Audacious - воспроизведение аудио файлов
Brasero - запись дисков
GUVCViewer - съемка с веб камеры
RecordMyDesktop - запись рабочего стола на видео
gnome-sound-recorder - запись звука
VLC - воспроизведение аудио и видео файлов
Графика:
LibreOffice Draw - рисование схем на листе А4
GPicView - просмотр изображений
Simple Scan - сканирование
Gimp - редактирование изображений
Интернет:
Transmission - скачивание файлов по протоколу BitTórrent
Firefox - просмотр страниц в интернете
Skype - видео звонки
uGet - загрузка файлов из сети Интернет
Pidgin - общение по протоколу ICQ и т.п.
Vino - управление вашим компьютером по сети (VNC-сервер)
Thunderbird - электронная почта
Remmina - удаленное управление другими компьютерами
Офис:
LibreOffice Calc - редактирование электронных таблиц
LibreOffice Impress - редактирование презентаций
LibreOffice Writer - редактирование текстовых документов
Evince - просмотр pdf и djvu файлов
Параметры:
Ubuntu Tweak - настройка рабочего окружения
gnome-session-properties - автозапуск программ
gnome-control-center background - изменение фона рабочего стола
gstreamer-properties - выбор мультимедийной системы
alacarte - редактирование главного меню
gnome-control-center datetime - настройка даты и времени
Gnome disk utilite (palimpsest) - управление жесткими дисками
jockey-gtk - установка драйверов
gnome-control-center sound - настройка звука
gnome-control-center keyboard - горячие клавиши и настройка чувствительности клавиатуры
CompizConfig Settings Manager (CCSM) - настройка менеджера окон Compiz
blueman-manager - подключение устройств через bluetooth
gnome-control-center mouse - настройка мыши и сенсорной панели
LightDM Configurator - настройка входа в систему
gnome-control-center display - настройка экрана
Vino - управление вашим компьютером по сети (VNC-сервер)
system-config-printer - управление принтерами
gnome-control-center power - управление питанием
gnome-control-center wacom - настройка планшетов Wacom
gnome-control-center printers - управление принтерами
gnome-control-center region - настройка раскладок клавиатуры
gnome-control-center info - информация о системе
nm-connection-editor - настройка подключения к сети
gnome-control-center online-accounts - настройка авторизации на некоторых онлайн сервисах
gnome-control-center network - список сетевых подключений
gnome-control-center universal-access - специальные функции для плохо видящих и слабо слышащих
gnome-control-center user-accounts - управление учетными записями пользователей
gnome-control-center color - настройка отображения цветов
gnome-control-center screen - настройка яркости и блокировки экрана
Системные:
dconf Editor - редактор системных настроек
Grub Customizer - ремонт загрузчика системы
Htop - консольный диспетчер задач
modem-manager-gui - управление усб модемами
Ubuntu Tweak - настройка оформления и других параметров системы
hardinfo - информация об оборудовании
update-manager - обновление системы
synaptic - установка и удаление программ из репозиториев
gufw - межсетевой экран (фаервол)
gnome-control-center - панель параметров системы
system-config-printer - управление принтерами
GDebi - установка и удаление программ, двойным нажатием по deb пакету
gparted - редактор разделов жесткого диска
gnome-system-monitor - системный монитор
usb-creator-gtk - создание загрузочной флешки
gnome-power-statistics - статистика по энергопотреблению
Стандартные:
Galculator - калькулятор
GtkHash - проверка целостности файлов через подсчет контрольных сумм
Midnight Commander - консольный файловый менеджер
gdmap - карта заполненности жесткого диска
file-roller - менеджер архивов
gnome-screenshot - создает снимок экрана
Gedit - редактирование txt файлов
gnome-terminal - выполнение команд
Установка системы.
1) С ипользованием флеш накопителя.
Для записи iso образа на флеш накопитель можно использовать следующие программы:
На Windows: Universal USB Installer
На Runtu и Ubuntu: usb-creator-gtk
На остальных системах: UNetbootin
Дополнительная информация по использованию программы Unetbootin
Спойлер: ПоказатьСкрытьПосле записи iso образа Runtu Gnome 12.04 на флеш накопитель программа unetbootin подставляет свое загрузочное меню, но можно активировать загрузочное меню Runtu (заставка с надписью Runtu, загрузочное меню на русском, и после загрузки будет почти все на русском), для этого нужно:
1. Зайти через файловый менеджер в флеш накопитель
2. Удалить в корне флеш накопителя файл syslinux.cfg
3. Переименовать папку isolinux в syslinux
4. Зайти в переименованую папку syslinux и переименовать в нем файл isolinux.cfg в syslinux.cfg
2) С использованием CD/DVD диска.
Для записи iso образа на CD/DVD диск можно использовать следующие программы:
На Windows (бесплатные): Ashampoo Burning Studio 6, CDBurnerXP, ImgBurn и другие.
На Linux: Brasero, K3b, xfburn и другие.
При инсталляции на ПК с объёмом ОЗУ менее 512Мб желательно выбрать пункт установки в загрузочном меню Live USB/Live CD.
А также до установки создать SWAP-раздел не менее 512Мб.
Установка и удаление программ.
В операционной системе Runtu Gnome 12.04 для установки и удаления приложений используется программа dpkg и надстройки над ней:
- консольные apt;
- графические synaptic, gdebi.
Программы могут быть:
- установлены из deb-пакетов,
- собраны из исходников (архив tar.gz, внутри есть файл makefile),
- выложены в готовом для использования виде, запакованные в архив tar.gz (их можно распаковать архиватором и использовать).
Программы хранятся в интернете, в специальных защищенных хранилищах (репозиториях).
Установка и удаление программ через Synaptic.
Для установки и удаления программ из репозиториев необходимо использовать Synaptic
Запуск: Главное меню на панели рабочего стола -> Системные утилиты -> Менеджер пакетов Synaptic
Установка программ через Synaptic:
1) Обновить список доступных программ [скрин]
2) Найти в списке нужную программу [скрин]
3) Выбрать deb пакет программы двойным нажатием и нажать "применить" [скрин]
Примечание: Если программа не найдена в списке, значит нужно указать в Synaptic, откуда скачать программу (смотрите ниже). После добавления источника выполнить установку программы.
Добавим в Synaptic источник, откуда скачать программу.
1) На сайте launchpad.net задать поиск по схеме: название_программы ppa [скрин]
2) Из найденного выбрать ppa (персональный архив пакетов), в котором есть программа [скрин]
3) Скопировать название ppa [скрин]
4) Перейти в Synaptic, на верхней панели нажать Настройки -> Репозитории [скрин]
5) Перейти на вкладку "Другое ПО" и нажать кнопку добавить [скрин]
6) Вставить источник [скрин]
Примечание: источник также можно посмотреть на официальном сайте программы, которую собираетесь установить.
Удаление программ через Synaptic:
1) Найти программу в списке;
2) Нажать правой кнопкой мыши по пакету программы, выбрать пункт "Отметить для удаления"
или "Отметить для полного удаления" - это с удалением настроек программы и нажать применить.
Примечание: при полном удалении стираются настройки программы только из системных папок,
в домашней папке пользователя настройки программы и кэш остаются - их можно удалить вручную.
Установка программ через gdebi:
1) Скачать deb пакет программы из интернета через браузер, или скопировать из другого места на компьютер.
2) Нажать два раза левой клавишей мыши по пакету, запустится программа установки gdebi,
в ней нажать "Установить пакет".
Примечание: при установке через gdebi программа Synaptic должна быть закрыта.
Удаление программ через gdebi:
1) Нажать два раза левой клавишей мыши по deb пакету программы, запустится gdebi,
в ней нажать "Удалить пакет".
Настройка системы.
Файловая система.
Для того чтобы понять где что лежит, нужно изучить файловую систему, которая состоит из каталогов и файлов.
Каталог (его еще называют папкой, но так не правильно) - по сути является файлом, в котором перечислены подкаталоги и файлы. В файловом менеджере мы обычно видим это в виде значков каталогов и файлов.
Рассмотрим назначение основных каталогов системы:
Подробное описание на русском можно посмотреть здесь: opennet.ru
Официальный сайт стандарта файловых систем для Unix: linuxfoundation.org
Консоль и терминал
Терминал (скриншот) - программа для выполнения команд.
Команды обычно состоят из названия программы и опций. В каждой программе заложен свой набор опций.
Названия консольных программ, которые могут пригодиться, нужно выучить или распечатать, а как ими пользоваться можно узнать в любой момент вызвав справку к программе.
Для получения справки по той или иной команде, нужно выполнить:
man команда
команда -h
команда --help
Основные команды:
Спойлер: ПоказатьСкрыть
Система:
lsb_release -a - версия системы
uname -a - версия и разрядность ядра (i686 - 32 битное, x86_64 - 64 битное)
sudo poweroff - выключить компьютер
sudo reboot - перезагрузить компьютер
sudo start lightdm - запуск графического окружения
sudo stop lightdm - завершение работы графического окружения
chroot - смена корневого каталога на лету
cron - выполняет команду по расписанию
at - выполняет команду один раз в заданное время
dates - показывает текущую дату
history - показывает историю выполненных команд
dpkg -l - показывает список установленных программ
lspci - информация об устройствах подключенных через PCI (видео карта, аудио карта, сетевая карта)
lsusb - информация об устройствах подключенных через USB
cat /proc/cpuinfo - информация о процессоре (частота указана текущая, а не максимальная)
Процессы и память:
htop - консольный диспетчер задач
free - показывает расход оперативной памяти
top -b -n 1 - показывает информацию о запущенных процессах (расход оперативной памяти в колонке RSS)
pstree - показывает дерево запущенных процессов
killall - завершает работу указанного процесса
Файлы и каталоги:
mc - консольный файловый менеджер с функцией редактирования текстовых файлов
cd - переход в другой каталог
pwd - показывает название каталога в котором находитесь
ls - показывает список файлов в выбранном каталоге
cp - копирует файлы и каталоги
mv - перемещает или переименовывает файлы и каталоги
rm - удаляет файлы и каталоги
mkdir - создает каталоги
touch - создает файлы
ln - создает ссылки на файлы и каталоги
chmod - изменяет права на файлы
chown - изменяет владельца файла
cat - показывает содержимое файла, например txt
echo - выводит заданный текст в терминале или в файл
find - поиск файлов по названию
gzip - упаковывает и распаковывает gz. архивы
tar - создает бэкапы файлов, с сохранением прав на файлы
zip - упаковывает файлы в zip. архивы
unzip - распаковывает zip. архивы
file -i - показывает формат файла и кодировку у текстовых
stat - показывает время создания и изменения файла
Файловая система
df -h - показывает занятое/свободное место на жестком диске
mount - присоединение файловой системы
umount - отсоединение файловой системы
Интернет
lynx - текстовый веб браузер
wget - скачивает файлы из интернета
ping - проверка работоспособности сети
Подробнее смотрите здесь: linux.org.ru
Административные задачи.
Административными задачами являются:
1) Установка и удаление программ;
2) Настройка системы и изменение системных файлов.
Выполнять административные задачи можно как с помощью различных графических программ, так и с помощью терминала.
Для выполнения административных задач нужно получать полномочия администратора.
Это можно сделать воспользовавшись командами sudo или gksu.
sudo - позволяет выполнить команду с правами администратора, используется в терминале.
gksu - позволяет выполнить команду с правами администратора, используется в графическом режиме, то есть пароль нужно вводить не в терминале, а в графическом окне.
В некоторых программах уже все предусмотрено - программа сама попросит ввести пароль пользователя, который вы создали при установке системы.
Если вы хотите выполнить команду не запуская терминал, тогда нажмите Alt + F2, в появившемся окне можно будет набрать и выполнить свою команду.
Еще можно сделать скрипт - создать текстовый файл, в первую строку написать #!/bin/sh , ниже перечислить команды в столбик, сохранить изменения, в свойствах файла разрешить его исполнение. Теперь все перечисленные команды можно выполнить дважды нажав на скрипт, или поставить его в автозапуск.
Пожелание: будьте внимательны, смотрите что разрешаете выполнить.
Просмотр информации об оборудовании:
Для просмотра информации о железе в системе установлены две программы:
Hardinfo - графическая программа
Запуск: Главное меню -> Системные утилиты -> System Profiler and Benchmark
inxi - консольная программа
Запуск: Главное меню -> Стандартные -> Терминал -> развернуть на весь экран и выполнить команду:
--- Код: ---inxi -F
--- Конец кода ---
Настройка сети:
Для настройки сети используется программа Network Manager.
Запуск: Главное меню на панели рабочего стола -> Параметры -> Сетевые соединения.
Индикатор сетевых соединений находится на панели рабочего стола, рядом с часами.
Установка драйвера для видеокарты:
Установить драйвер для видеокарты можно через программу jockey-gtk
Запуск: Главное меню на панели рабочего стола -> Параметры -> Драйверы устройств
Для некоторых видеокарт Nvidia, программа не находит драйвер, помогает удаление пакета nvidia-common
Подробнее смотрите на help.ubuntu.ru
Настройка рабочего окружения (основных программ):
Ubuntu Tweak (скриншот)
Запуск: Главное меню на панели рабочего стола -> Системные утилиты -> Ubuntu Tweak
Dconf-editor (скриншот)
Запуск: Главное меню на панели рабочего стола -> Системные утилиты -> dconf Editor
Настройка оформления системы:
Спойлер: ПоказатьСкрыть
Для настройки оформления рекомендуется использовать Ubuntu Tweak
Ubuntu Tweak -> Настройка -> Тема
Ubuntu Tweak -> Настройка -> Шрифты
Рассмотрим как добавить новые темы.
Темы gtk (окраска программ) по умолчанию находятся /usr/share/themes
а новые темы нужно добавлять в ~/.themes
Темы значков файлов и курсоров по умолчанию находятся в /usr/share/icons
а новые темы нужно добавлять в ~/.icons
Примечание: если вы скачали архив, то его надо сначала распаковать, а если deb пакет, то его нужно установить как программу двойным нажатием.
После изменения оформления нужно перезагрузить систему или перезапустить программы в которых тема не применилась.
Исключения:
Для изменения курсора в плеере VLC нужно в терминале выполнить такую команду:
--- Код: ---sudo update-alternatives --config x-cursor-theme
--- Конец кода ---
Для корректного изменения цвета панели необходимо использовать программу GTK Theme Preferences
Установка через терминал:
--- Код: ---sudo add-apt-repository ppa:shimmerproject/ppa
sudo apt-get update && sudo apt-get install gtk-theme-config
--- Конец кода ---
Ремонт загрузчика.
В главной загрузочной записи на жестком диске (MBR) указано в каком разделе установлен загрузчик, по этой записи запускается загрузчик системы Grub 2, а он уже запускает операционную систему.
Если система перестала запускаться и на экране написано, что причина в загрузчике, то можно перезаписать MBR.
Инструкция:
1) Загрузить Live CD Runtu Gnome 12.04
2) Запустить программу Grub Customiser, нажать далее
3) Присоединить корневой раздел (выделить раздел и нажать кнопку внизу)
4) Перейти Файл -> установить в MBR
sfs:
256мб RAM. Не занижено ли? Любой браузер легко съест 300мб...
Gnome3 - не лучшая идея для машин с описанной конфигурацией
Пробовал на Celeron1,6/512RAM - и то садо-мазо :(
Пользователь.:
HSH, поступило предложение пересмотреть минимальные системные требования, так как на практике у человека на
железе в два раза мощнее минимальных требований система сильно тормозила.
У меня нет старых компьютеров для экспериментов, чтобы проверить.
calambus:
--- Цитировать (выделенное) ---Автор: Пользователь.
HSH, поступилопредложение пересмотреть минимальные системные требования, так как на практике у человека на железе в два раза мощнее минимальных требований система сильно тормозила.
http://forum.runtu.org/index.php/topic,2644.msg16510.html#msg16510
--- Конец цитаты ---
Согласен с коллегой Пользователем по поводу минимальных системных требований для Runtu Gnome 12.04 ...
Процессор PIV / Celeron 1.8 GHz
Память 384 MHz ОЗУ
На более слабое железо не имеет смысла устанавливать Runtu Gnome 12.04 .
Prof1983:
--- Цитата: sfs от Май 02, 2012, 15:12:44 ---256мб RAM. Не занижено ли? Любой браузер легко съест 300мб...
--- Конец цитаты ---
Обычно указывается минимальные ресурсы необходимы для загрузки дистрибутива. Для реальной работы потребуется несколько больше. На сколько больше - зависит от приложений, которые вы используете.
Однако можно указать рядом с минимальными требованиями еще и рекомендуемые. Хотя это и так всем понятно.
Навигация
Перейти к полной версии